«Цифровой архив еврейских местечек» — уже в интернете.
Добро пожаловать!

«Цифровой архив еврейских местечек» — уже в интернете

В глобальной сети интернет появился новый интересный сайт «Цифровой архив еврейских местечек черты оседлости» http://archive.ort.spb.ru. На сайте размещены (и этот процесс все еще продолжается) документы экспедиционного фонда архива Петербургского института иудаики, представляющие собою этнографические материалы, собранные в экспедициях с 1991 по 1997 года. Они составляют основу архива и обладают особой исторической ценностью. Этнографам, отправившимся в городки Украины, Белоруссии и Прибалтики в 90-е годы, удалось собрать воспоминания последних свидетелей цивилизации еврейского штетла, исчезнувшей в XX столетии.

На сегодняшний день на сайте выложены документы по местечкам Украины, но это лишь начало долгого и увлекательного пути...

Не буду скрывать тот факт, что когда мне предложили поучаствовать в этом проекте, я сразу же согласилась. И это решение было не случайным. Мои предки, мое детство связано с одним маленьким и очень известным городком на Украине — Бердичевом. И желание всколыхнуть свои детские воспоминания, узнать о Бердичеве что-то новое, да и воздать дань памяти моим дорогим бабушкам и дедушкам, стало для меня дополнительным стимулом участия. Я нашла много интересных материалов о моей «малой» родине.

Старый еврейский городок Бердичев известен с 1320 г., когда эта местность была подарена великим князем Гедимином литовскому роду Тышкевичей, однако официальной датой основания считается 1545 г., когда Бердичев прямо упоминается в письменных источниках. В XVI в. Тышкевичи построили на берегу р. Гнилопять замок, который в 1630 г. был подарен монастырю Босых кармелитов. Величественный архитектурный комплекс с оборонительными стенами и костелом сохранился и по сей день.

«Цифровой архив еврейских местечек» — уже в интернете

Первое упоминание евреев в Бердичеве относится к 1593 году. В 18 веке город стал одним из важнейших еврейских центров на территории Украины и известным центром хасидизма, в честь чего его называли «Иерусалимом Волыни». Здесь проживали известные раввины, такие как, например, цадик Леви-Ицхак Бердичевский или знаменитый деятель еврейского Просвещения рабби Ицхак-Бер Левинзон.

После присоединения к России (1793 г.) в Бердичеве расцвела еврейская культурная жизнь, а сам город превратился в важный торговый центр. В 1798 году в городе появилась еврейская типография, одна из наикрупнейших в России в середине 19 века. С 1858 года по 1869-й здесь проживал выдающийся еврейский писатель, классик литературы на идише и на иврите, Менделе Мойхер-Сфорим, а в 80-х годах — Шолом-Алейхем.

По переписи 1897 года в городе насчитывалось 41617 евреев, что составляло 80% населения.

В XIX в. Бердичев был пятым по численности населения городом в Украине, здесь была самая большая еврейская община. На сегодняшний день сохранились здания нескольких синагог, историческая застройка центральной части города.

Кстати, любопытный факт, в 1850 г. в Бердичеве венчался Оноре де Бальзак с графиней Эвелиной Ганской.

В гражданскую войну (1918-1920) евреи Бердичева пострадали от погромов, устроенных отрядами Петлюры и гетмана Скоропадского: десятки человек были убиты и покалечены.

При советской власти в городе были закрыты многие религиозные учреждения и запрещена сионистская деятельность. В то же время власти поддерживали и поощряли еврейскую светскую культуру и культуру на идише, видя в них инструмент для внедрения в массы советской идеологии. В государственных учреждениях идиш стал официальным языком, на нем велось и судопроизводство. В 1926 году в Бердичеве проживало 30812 евреев, что составляло 55,6% от всего населения. В 1928 году в здании бывшего монастыря ордена босых кармелитов был открыт историко-культурный заповедник (музей), в котором большая часть экспозиции была посвящена культуре на языке идиш.

К концу 30-х годов в СССР изменилась национальная политика, вследствие чего все советские учреждения, работавшие на идише были закрыты. Еврейское население в городе резко сократилось по причине массовой миграции, начавшейся еще в начале 20-го века. По переписи 1939 года в Бердичеве оставалось 23266 евреев — 37,5% населения.

В начале Второй мировой войны до прихода немцев в Бердичев около трети еврейского населения успело эвакуироваться или бежать. Немцы вошли в Бердичев 7 июля 1941 года.

Это «черные страницы» в истории города.

Из более чем 20000 евреев Бердичева за годы немецкой оккупации выжили лишь единицы.

Во время немецкой оккупации в Бердичеве была убита и мать Василия Гроссмана, Екатерина (Малка) Савельевна.

Разбирая материалы экспедиций в Бердичев, были найдены свидетельские показания выживших в немецкой оккупации, список мест кровавых злодеяний фашистов с указанием дат расстрелов, описание братских могил жертвам фашизма и другие любопытные, уникальные материалы.

Работая над проектом, я узнала о том, что возможно после того, как Бердичев стал крупным торговым центром, в польском языке появилось выражение «pisz na Berdyczów» (пиши на Бердичев). Торговец был уверен, что в течение 2-3 месяцев он безусловно там появится и заберет письмо. Затем смысл фразы изменился и часто использовался в ситуациях, когда один человек хотел избавиться от другого. Возможно в то же время, когда речь заходила о Киеве, то переспрашивали: «Это тот Киев, что возле Бердичева?»

А гранит бердичевского комплекса применялся как облицовочный камень и для изготовления памятников во многих городах Украины и ближнего зарубежья, в том числе использовался при строительстве главного здания МГУ.

Я уверена, что те, кому интересна история еврейских местечек черты оседлости, обязательно найдут что-то новое и интересное для себя на нашем сайте.

Проект «Цифровой архив еврейских местечек» реализуется командой Петербургского института иудаики (ПИИ) при поддержке Центра «ОРТ-Петербург» и Genesis Philantropy Group в рамках благотворительной программы CAF Россия «Еврейские сообщества».

Анна Фельдман

Главная страница