"Народ мой" №2 (318) 29.01.2004

Моисей Абрамович Вайнман
(1913–1973)
к 90-летию со дня рождения

 
Автопортрет. 1970
     Одной из особенностей человеческой памяти является ее привязанность к “круглым” датам. Мы отмечаем крупные и мелкие юбилеи, подводя итоги, оценивая результаты того или иного периода жизни. Поэтому не случайно именно девяностолетие стало поводом для персональной выставки петербургского скульптора Моисея Абрамовича Вайнмана, открывшейся 26 января без помпы и лишнего шума в Малом зале Выставочного центра Санкт-Петербургского союза художников.
     Моисей Абрамович родился в 1913 году на Украине в городе Кривой Рог. Его отец был музыкантом, преподавал пение и дирижировал любительским хором. Атмосфера дома Вайнманов сыграла важную роль в становлении творческой личности будущего скульптора. 1930 год стал поворотным в его судьбе –  в Кривом Роге открылась 4-я Всеукраинская передвижная выставка, на которой было объявлено о просмотре работ любителей. В результате просмотра рисунков молодого Вайнмана ему не только было выказано одобрение, но и дана рекомендация в Одесский художественный институт. Именно во время обучения на первом курсе этого института и определилась склонность молодого человека к скульптуре. Однако серьезные занятия скульптурой начались значительно позже – в 1937 году он поступает на скульптурное отделение Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, которое оканчивает в 1946 году по классу профессора А. Т. Матвеева. В основе матвеевской системы преподавания лежало творческое осмысление натуры, одним из методов изучения которой стало впервые организованное Матвеевым преподавание студентам рисунка, значение которого он находил решающим для скульптуры, особенно линейного рисунка.
     В первые послевоенные годы М. А. Вайнман работает реставратором скульптуры в Государственном Русском музее. Кроме восстановления станковой скульптуры, он много занимается реставрацией памятников монументальной скульптуры. В 1960 году Вайнман принимает участие в создании мемориального ансамбля Пискаревского кладбища: исполняет рельефы “Пьета” и “Прорыв блокады”.

Портрет М.Харламовой. 1963
Перед состязанием. 1968
Обнаженная. 1972

     Предлагаемая вниманию зрителей выставка составлена из скульптурных и графических работ, созданных М. А. Вайнманом в период с 1947 по 1972 год. Выполненные в различных техниках и материалах, они объединены одной тематикой – бесконечным интересом и любовью мастера к модели. Последовательный и верный ученик А. Т. Матвеева, Моисей Абрамович в соприкосновении с натурой видел неиссякаемый источник идей, дарящий радость постоянных открытий. Большинство скульптур – итог работы мастера с женской натурой, реже – с детьми, прежде всего, дочерью и
Жажда. 1966
сыном. Вне зависимости от жанра – портрет, композиция, этюд – скульптуры М. Вайнмана характеризуются поэтичностью восприятия натуры, любовью к лаконичной и обобщенной форме.
     Другая, менее известная, сторона творчества скульптора – это его графика. Рисунки Вайнмана трудно назвать рабочим, подсобным материалом. Это самостоятельное явление, существующее параллельно со скульптурой и постоянно ее сопровождающее. Совершенные по композиции, выполненные в разной манере и разных техниках, портреты, рисунки моделей, зарисовки, поражают лаконичностью и свободой исполнения.
     Представленная выставка по-новому раскрывает творчество Моисея Абрамовича Вайнмана, чьи работы по праву являются гордостью коллекции Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Государственной Третьяковской галереи (Москва) и многих других музеев страны.

Наталья ЗАВЬЯЛОВА
Сайт создан в системе uCoz