Ильинцы – русские иудеи

     В России проживало немало людей, принадлежащих к славянской расе, но исповедующих иудаизм. Согласно Галахе, они считали себя евреями. Это малоизвестная и очень занимательная страница российской (еврейской?) истории.
     Известно, что в XV веке в России имели место случаи перехода христиан в иудаизм. По велению российского самодержца над новоявленными евреями была учинена кровавая расправа, а зачинщиков сожгли на костре.
     В 1805 году власти обнаружили 150 "жидовствующих" в Московской и Тульской губерниях. В 1817 году их лидер, проповедник Милюкин, обратился к министру внутренних дел с жалобой на преследования местными властями и христианами. Он просил, чтобы его секте разрешили установить отношения с еврейскими богословами, поскольку у секты не было доступа к информации о еврейских традициях и обычаях.
     В 1823 году, когда, по оценке российского правительства, в России уже насчитывалось более 20 000 "жидовствующих", было принято решение выслать их из губерний, где распространялась их вера. Всех мужчин забрали в армию, а на иудейские обряды обрезания, свадеб и похорон наложили строжайший запрет. После 1825 года все деревни "жидовствующих" были разрушены, а жителей отправили либо в армию, либо в ссылку в Сибирь. Многие "жидовствующие" крестьяне принимали христианство, но тайно продолжали исповедовать иудаизм, точно так же, как испанские евреи делали это четырьмя столетиями раньше.
     К концу XIX столетия правительство ослабило свое давление "в защиту истинной веры". "Жидовствующим" позволили открыто исповедовать иудаизм, совершать по всем правилам своей веры религиозные обряды. В 1905 году был издан манифест, который гарантировал свободу религии всем гражданам России и отменил дискриминацию против "жидовствующих". В специальном же приложении подчеркивалось, что считать их евреями не следует и что ограничительные законы против евреев на них не распространяются.
     Одним из главных центров "жидовствующих" российских крестьян была деревня Ильинка в Воронежской области. При советской власти "жидовствующие" продолжали соблюдать свою веру, работая, как и при царе, в сельском хозяйстве. В период коллективизации в Ильинке был организован колхоз под названием "Еврейский колхозник". Интересно, что в этом колхозе официальным выходным днем была суббота, а не воскресенье. Серьезные испытания для "жидовствующих" начались во время борьбы с космополитизмом: в 1950 году синагогу закрыли, раввина сослали, а от колхозников потребовали отказа от их "устарелых" убеждений. Однако даже тогда эти этнически русские (Ивановы, Петровы, Сидоровы) настаивали, чтобы в пятом пункте советского паспорта было записано "еврей". Когда эмиграция стала возможной, в начале 1970-х годов в Израиль уехали первые двадцать семей из Ильинки. Правительство и раввинат еврейского государства признали их евреями. Ильинцы поселились в Бейт-Шемете и новом, отдаленном районе Иерусалима Неве-Яаков, где удивили всех соседей тем, что, не зная иврита, строжайше соблюдали все традиции и обычаи.
     Время шло, и в Израиль переехали тысячи "жидовствующих" русских. Всех их называют "ильинцами" – по названию деревни, откуда эмигрировали первые двадцать семей. А российская Ильинка совершенно опустела.
     "Ильинцы" так же трудолюбивы, как и их прадеды, так же свято соблюдают все иудейские традиции, только вместо вина в субботу они пьют водку. Они терпеть не могут своих бывших соотечественников, приехавших в Израиль как чистокровные евреи, но не соблюдающих кашрут и работающих в субботу. Их светловолосые внуки играют со смуглыми потомками марокканских евреев, говорят только на иврите, потому что русского языка уже не знают. Они – израильтяне и считают, что живут у себя дома.

Ф.САЙЧИК
Сайт создан в системе uCoz